В краеведческом музее

 

Все началось на уроке краеведения. Наш учитель - Марахтанова Вера Михайловна рассказывала нам о духовных ценностях наших предков. Особый интерес у нас вызвала статуя богини Умай, найденная на территории нашего края. Эта статуя таит в себе загадку. Искать ответ на эту загадку мы отправились в астраханский краеведческий музей.

На уроке краеведения

И вот мы в краеведческом музее. Сотрудник музея рассказал нам об интересующем нас экспонате:

Лектор музея

«В начале XX-го века (1901-1902 г.) к нам в музей попало удивительное изваяние. Оно относится к XII веку - периоду кыпчаков (или половцев или куманов - как называли их в византийских, русских и восточных источниках). Но, когда мы смотрим на древние изображения, которые ставились на курганах и на перекрестках дорог, мы обязательно увидим четкие прорезы лица или полное его отсутствие и в двух руках обязательно находится чаша. А здесь у нас проглядывает из полумрака древности это вот лицо и держит она чашу одной рукой. И сделано изваяние из материала, который нехарактерен для кыпчаков X-XII веков

Открыв известия древних авторов - людей, живших в те времена, мы узнаем удивительные вещи. Оказывается, это изваяние относится видимо к VIII-IX веку нашей эры. Оно разительно схоже с теми изваяниями, которые находятся в сердце тюркского народа, т.е. в Монголии у реки Охон. И вот там точно также, один в один, но рука у нее одна, которая держит чашу, а другая находится на весу под чашей. И эти изображения там объяснялись как вид богини Умай.

Тюрки верили в бога неба. У бога неба были помощники. Одним из главных помощников была его жена - богиня Умай. В чем заключалась ее функция? Она должна была приносить в чаше душу для рождающихся младенцев, для того, чтобы их было больше на земле, и охранять их жизнь до совершеннолетия. Поэтому часто такие изображения ставились в местах, которые считались священными - не на погребениях, а на каких-то необыкновенных участках, где были нервные окончания Земли (она же тоже живая - Земля). И к ним подходило много женщин, особенно тех, у кого не было детей. Они просили даровать им душу, для того, чтобы продлить род тюркского народа и прежде всего кыпчакского народа.»

Сотрудник музея охотно ответил на наш вопрос:

Лектор отвечает на вопрос

Вопрос: «Как это изваяние оказалась на территории астраханской области?»

Ответ: «Уже в 722 году (т.е более 1200 лет назад) на нашей территории половцы (или как их тогда называли - куманы или кыпчаки) участвовали вместе с хазарами (здесь у нас было громадное государство - Хазарский каганат) против арабов. Они защищали восточную Европу от прихода сюда могучего государства - Арабского халифата. И успешно это сделали. А среднюю Азию не смогли защитить и поэтому ее захватили арабы. А восточная Еропа, благодоря народу, которому принадлежало данное изваяние, была защищена от арабов.»

Оказалось, что это изваяние является единственным экспонатом такого рода. Статуя произвела на меня впечатление своей загадочностью, обобщенностью и внутренней силой, величавостью и законченностью.

Статуя

На этикетке было написано, что это изваяние «Половецкой бабы XII века». В дополнительной справке сообщено:

«Общепринятое название изваяний из камня (известняка, песчаника), получивших распространение  в раннетюркский период в VII-X вв. на востоке, до начала  XIII века в половецкий период на западе – каменная (половецкая) баба. Изваяние представляло собой изображение умерших предков. Ставились на возвышениях местности, курганах, окружались оградками, местами поминовения и жертвоприношения. Традиция установки каменных баб утрачивается в 1 пол. XIII в. с приходом татаро-монголов».

Каких-либо других ярких экспонатов, отражающих этот период я в экспозиции музея не увидел.

В библиотеке музея из Отчета Петровского общества исследователей Астраханского края за 1902 г. с. 6-7. я узнал, что «На заседании секции 2 декабря 1902 года секретарь секции Иван Алексеевич Бирюков прочитал присланные ему действительным членом  общества Н.К. Яковлевым рукопись, заключавшую в себе:

    1. Краткое описание курганов в южной части Малодербетовского улуса.
    2. Сведения о так называемой «Кешетинской каменной бабе» присланной из Калмыцкой степи в Петровский музей».

 

 
назад
 
Hosted by uCoz