Богиня Умай
Рассматривая каталог половецких каменных изваяний, созданный известным археологом С.А. Плетневой, я не увидел среди свыше 1300 скульптур, похожую на изваяние в музее. На статуе в музее лицо показано очень схематично и в тоже время в нём содержится соединение черт различных женских лиц. Обычно лица на половецких статуях имеют явно портретный характер, особенно на мужских. На женских лицах, почти у половины не прослеживается следов изображения лица.
Поэт Низами был мусульманином и объяснил эту особенность в своём рассказе о половецком скульпторе, ваявшем каменную статую, наличием чадры: «Он чадрой белокаменной скрыл её лик…». Делал он это якобы для того, чтобы половчанки в подражание идолу тоже закрывали бы свои лица покрывалом:
«И все жены, узрев, что всех жен она строже,
Устыдясь, прикрывали лицо своё тоже…».
Однако смысл мусульманского запрета вряд ли был понятен язычникам – половцам. В их жизни господствовал культ предков.
Образ почитаемого предка-героя, покровителя рода, должен был нести узнаваемые черты. Они ясно проглядываются на многочисленных мужских статуях, порой изваянных в полном вооружении. Те, кто вооружен – это предки из военной аристократии. Они способствовали обороне своих земель и завоеванию новых.
Статуи мужчин без оружия – это главы семей принесших ей богатство разведением стад и торговлей. Статуи стояли обычно в отдалении от кладбищ, на специальных местах – святилищах. Им приносили жертвы, в основном определёнными животными. В представлениях различных тюркских народов считается, что их роды, а порой целые народы произошли в экстремальной обстановке от союза человека с конкретных животным : быком, собакой или волком, конём или могучим бараном-кошкаром. Эти животные потом покровительствовали из мира природы человеческому роду. К примеру, русская летопись рассказывает о половецком хане Боняке, жившем на рубеже XI-XII веков, чья сильная орда находилась между Доном и Днепром. Пред боем с неприятелем, «когда настала полночь, встал Боняк, отъехал от войска и начал выть по-волчьи, и волк откликнулся на вой его, и завыло множество волков. Боняк же, повернувшись, передал Давыду (своему союзнику), «что победа у нас… будет завтра»
А кого изображали женские статуи? В основном они вырубались из камня с обнаженной грудью. И у всех непременной принадлежностью была чаша, которую женщины держали обеими руками. В сказках многих тюркоязычных народов богатырь-герой, насосавшись материнского «золотистого, густого» молока, становился непобедимым и неуязвимым. Порой, ухитрившись выпить молока ведьмы, превращался в её сына, и она невольно начинала ему покровительствовать. Богатырь стал как-бы получать силу от рода этой женщины. Но женщина, как представитель рода, дающая ему продолжение в виде потомства, должна получать эту силу от небесных богов, после совершения даров. Ученые считают, что «поза с сосудом в согнутых к груди руках является жестом предложения жертвы небесным божествам, Небу» для испрошения помощи людям, которым они покровительствуют.
Но на музейной статуе нет обнаженной груди и женщина держит чашу одной, правой рукой, как будто отдает что-то. Эти изваяния редки. В них проглядываются обобщенные женские образы, в них нет человеческой индивидуальности женщины, которые присущи приносящим жертву скульптурам. В них женская сила обобщена и выше силы конкретной женщины, дающей молоко конкретному человеку. Так кто же в представлениях тюркских народов, и в частности половцев, мог обладать таким могуществом, обобщенностью черт портрета и матерью-покровительницей не одного человека, а целого рода или народа?
У древнетюркских народов, к которым принадлежали и половцы, верховным божеством считался Тенгри (Небо). Именно он, со своими помощниками – другими божествами, распоряжался всем происходящим в мире, и прежде всего судьбами людей. Тенгри мог проявляться видимо и в обобщенном человеческом виде, так как был наделен некоторыми человеческими чувствами и мог выражать свою волю словесно. Его женой была Умай, богиня плодородия и новорожденных. Видимо она, через своего помощника Йол-тенгри (бога путей) давала тюркам в сосуде божественную благодать, душу и покровительствовала им. Именно в этой позе в VIII веке в тюркских степях появляется изображение женщины подающей чашу в правой руке.
Среди 1323 половецких изваяний ХI-XIII веков, зафиксированной исследовательницей С. А. Плетневой в Восточной Европе, нет ни одного в том варианте, как в Астраханском музее. Эта статуя является более ранней и связана с покровительством богини Умай первой пришедшей в середине Х века волне половцев в наши края из их государства – Кимакского или Кыпчакского каганата. Но возможно она была вырублена еще в более раннее время, в то, о котором упоминает арабский историк Ибн ал-Асир, рассказывая об участии половцев на стороне хазар еще в VIII веке.
Возможно на эту дату указывает и подвеска с изображением богини Умай найденная в степи
Относится она к IX - Х веку. На изображении богини видны детали одежды, а сосуд держится двумя руками. Плечи богини в виде тюркской бабы как бы переходят в крылья, расправленные за спиной. Богиня представлена как женщина – птица, приносящая божественную благодать тюркским племенам, она была покровительницей детей, богиней плодородия. Бездетные женщины тюрков обращались за помощью к стоявшим в степи каменным изваяниям. Они, согласно древним сказаниям, были убеждены, что Умай даёт им детские души. Западно-сибирские тюрки представляли Мать Умай в образе красивой женщины, спускающейся с неба, которая порой превращалась в сказочную птицу, гнездящуюся в воздухе. Видимо, для того чтобы ей дать постоянное тело-дом, в котором она могла задерживаться и к которому должны были приходить люди, и возводились эти каменные изваяния.
В результате долгих и кропотливых исследований удалось выяснить, что статуя, хранящаяся в астраханском музее, очень древняя и относится к VIII-IX векам. Она изображает богиню Умай, приносящую жизнь тюркскому народу. Это изваяние является уникальным среди многочисленных статуй, вырезанных из камня в восточной Европе.
|
|